ОТКРЫТИЕ ШКОЛЫ В СЕЛЕ НОВОСЕЛКА*
* История открытия Новосельской школы составлена председателем Общества чувашской культуры РБ и чувашских краеведов профессором А. А. Кондратьевым на основе изысканий в Государственном историческом архиве Республики Башкортостан.
21 августа 1874 г. государственные крестьяне деревень Кирюшкина (95 домохозяев) и Новоселка (52 домохозяина) Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне Федоровского района Республики Башкортостан, на своих сходах приняли приговор с просьбой к мировому посреднику «исходотайствовать разрешение на открытие школы для совместного обучения» детей обеих деревень, войти с ходатайством о найме в качестве учителя одного из «мальчиков из чувашской деревни Большой Уралки Оренбургского уезда», который может свободно обучать на чувашском языке читать и писать, с платою по 50 рублей серебром в год.
Крестьяне обязались обеспечить учителя мирской квартирой и собрать 10 рублей на другие расходы, сбор их произвести с обеих деревень по числу ревизских душ. Принадлежности для училища ученики обязываются завести за свой счет.
Попечителем школы для заведования хозяйственной частью и наблюдения за преподаванием крестьяне избрали жителя деревни Новоселка Афанасия Самарина, помощником - жителя деревни Кирюшкина Василия Савельева. Наем квартиры для училища они предоставили «попечителю сделать в той из двух деревень, в которой он признает удобным и полезным».
На сходе было решено просить состоятельных крестьян пожертвовать средства на постройку дома для училища, а также местную власть оказать помощь пособием для устройства школы и увеличения оклада учителя за счет восьмикопеечного сбора с государственных крестьян.
В конце обоих приговоров приведены имена и фамилии крестьян, присутствовавших на сходе. За всех и за себя расписался грамотный крестьянин деревни Кирюшкина Сергей Петров, под печатью - подписи старосты Кирюшкина Павла Спиридонова и Новоселки - Григория Петрова и старшины Федоровской волости Михаила Васильева.
На следующий же день мировой посредник 1-го участка Стерлитамакского уезда Дмитрий Эннатский на основании приговоров направил письмо-ходатайство «Его Превосходительству Господину Начальнику Уфимской губернии» об открытии школы и выделении денег на ее содержание.
Директор училища губернии положительно отнесся к просьбам крестьян об открытии «училища для мальчиков на чувашском и русском языках». На его обращение директор Казанской учительской семинарии Н.И. Ильминский ответил, что средства Братства святого Гурия чрезмерно ограничены и «едва достают для поддержания инородческих школ, существующих в Казанской губернии», и считал необходимым в указанных деревнях, удаленных от приходской церкви, иметь школу «с христианским нравственно-религиозным направлением», а также невозможным за 50 рублей найти в Казани учителя для такой дальней местности. Он предложил открыть чувашскую школу, пригласив одного из выпускников Уралкинской школы (нынешнее село Старая Уралка близ г. Кумертау). Тогда в той школе учительствовал крещенный татарин Василий Прокофьевич Васильев, хорошо знавший чувашский язык.
Д. Эннатский в письме от 4 ноября 1874 г. на имя директора училища Уфимской губернии писал о том, что по сообщению инспектора народных училищ Оренбургской губернии известно о желании государственного крестьянина деревни Большая Уралка Фрола Михайловича Иванова работать учителем. Он был достаточно подготовлен для того, чтобы с успехом заниматься с детьми по предметам начальной народной школы. Д. Эннатский просил допустить его к работе учителем и сообщал, что книги на чувашском языке будут позаимствованы из соседней Прасковинской церковно-приходской школы.
11 ноября директор училища дал на это согласие. Архивные документы свидетельствуют: 19 ноября 1874 г. в деревне Новоселка (Новая Уралка) была открыта школа и первым учителем в ней был Фрол Михайлович Иванов, получивший начальное образование в Большой Уралкинской школе с трехгодичным курсом.
Вначале в училище пришло учиться много мальчиков разного возраста, девочек учиться не пускали родители: таков был обычай. Училище было четырехклассным. С детьми всех четырех классов работал один учитель. Учились с утра до самого вечера с перерывом на обед. Занятия начинались в сентябре и заканчивались в марте месяце (по старому стилю). Бумаги было мало, поэтому писали на грифельной доске. Знания давались по счету, письму на русском и родном языках и по евангелию (закону божьему). Обучали с первого же класса даже и арифметике на русском языке. На родном языке учили лишь читать и писать, поэтому учащимся, не владеющим русским, приходилось все задания учить наизусть, не понимая смысла. Применялись телесные наказания. Индивидуального подхода к отстающим в учебе не было. «Закону божьему» обучал поп из ближнего монастыря деревни Новомихайловка. Учили все молитвы наизусть. Поп был жесток в обращении с детьми (По воспоминаниям Василия Григорьевича Дементьева 1881 г. р. Записал заслуженный учитель БАССР Л.П. Петров в 1962 г.).
Учителя Фрола Михайловича Иванова сменил 28 января 1887 г. Григорий Михайлович Тюнюков (Михайлов). Он родился 16 ноября 1866 г. в деревне Старые Чукалы Буинского уезда. Обучался в Симбирской чувашской учительской школе с 1881 по 1885 год. По данным 1890 г., Новосельское училище размещалось в собственном доме, построенном в год открытия училища на казенные средства с небольшой помощью сельского общества. Дом деревянный, крытый тесом. Он состоял из просторной классной комнаты и помещения для учителя. На содержание училища отпускалось 380 рублей из государственного казначейства и 50 рублей от местного сельского общества. Законоучителем состоял священник села Прасковино. В том году учащихся было 25 человек.
В 1892 г. Г. М. Тюнюкова сменил учитель Алексеев Михаил Алексеевич. Он родился 11 ноября 1867 г. в селе Аттиково Чебоксарского уезда. В Симбирской центральной чувашской школе обучался с 1883 по 1887 год. Он был первым учителем училища, открытого в 1888 г. в деревне Кистенли-Ивановка Белебеевского уезда Уфимской губернии.
И.Я. Яковлев направлял в далекую Уфимскую губернию своих достаточно хорошо подготовленных учеников. Они после окончания учительской школы, как правило, в течение одного-двух лет проходили стажировку у опытных учителей. Некоторые работали самостоятельно, получали методическую, материальную и моральную поддержку со стороны своих наставников. Так, Михаил Алексеев после окончания учительской школы лишь через год был направлен в Кистенли-Ивановку. Через 4 года работы там он был переведен учителем в деревню Новоселка (Новая Уралка) Стерлитамакского уезда. Инспектор народных училищ С.А. Дворжецкий в своих отчетах неоднократно отмечал хорошую работу М. А. Алексеева. Он по возможности поощрял его денежными пособиями. Так, в 1896 г. среди учителей, отличающихся «наибольшим развитием и преуспением» в школьном садоводстве, огородничестве и пчеловодстве, назван Михаил Алексеев. Ему было выделено 10 рублей. Училище имело «свой дом, еще довольно новый, но тесный. Желательно было бы, - писал инспектор, - расширить помещение класса, на что потребуется до 500-600 рублей... Учитель Новосельского училища Алексеев ведет дело обучения более 10 лет. Он ведет его умело и с любовью, а потому успешность учеников его весьма хорошая. Желательно было бы выразить Алексееву признательность учебного начальства». В училище в тот год было 38 мальчиков, из них 8 закончили курс обучения. В 1900 г. М.А. Алексеев был награжден серебряной медалью «За усердие» на Александровской ленте для ношения на груди.
Хотя за свои труды М. А. Алексеев получал 250 рублей в год, ему этого не хватало для содержания семьи. «Больным местом в жизни школ Стерлитамакского уезда за 1901 г., - писал С.А. Дворжецкий в отчете о работе школ, - было бегство лучших учителей в духовное звание. Все заслуженные и полезные преподаватели чувашских школ, а многие и из русских ... взяты в священники и дьяконы». Государство поощряло служение церкви. М. А. Алексеев оставил работу учителя, 4 ноября 1901 г. он был рукоположен в сан священника и определен на штатное дъяконовское место в церкви села Прасковино Стерлитамакского уезда. 12 августа 1906 г. М.А. Алексеев «для пользы службы» перемещается на праздное священническое место штата церкви села Федоровка Стерлитамакского уезда. Он умер 25 мая 1914г. «от разрыва сердца» и погребен в церковной ограде села (Кондратьев А.А. Свет из Симбирска. Уфа, 1998).
М.А. Алексеева в 1901 г. сменил Алексей Григорьевич. Эти три учителя за 1887-1905 гг. выпустили из училища 90 человек.
Окончивших училище не принимали в другие школы. Из 116 выпускников сумели продолжить образование лишь двое: Дементьев Павел Николаевич и Козлов Максим Герасимович. Впоследствии они работали в деревнях Новотроицкое и Теняево.
Выпускникам выдавались свидетельства (похвальные листы) и книга «Новый завет Иисуса Христа». На выпускных экзаменах до 1882 г. присутствовали, кроме учителя, председатель училищного совета Д. Дурасов, инспектор народных училищ М. Попов и члены совета: Вакуленко, Ковецкий, Пономарев; с 1883 г. - Д. Дурасов и М. Попов (Кондратьев А.А. Свет из Симбирска. С. 35-38, 231-232).
В 1905 г. в училище приехали выпускники Симбирской чувашской учительской школы Петров Никандр Петрович и его жена Евдокия Егоровна. Они проработали здесь бессменно 25 лет. Как было отмечено выше, здание училища было тесное и нуждалось в расширении. Обучение учащихся всех трех или четырех отделений (классов) велось в одном помещении и, как правило, одним учителем. Лишь при большом числе учащихся учитель имел помощника. Школа находилась на месте, где ныне стоит дом Н.И. Петрова. Желая принять в училище больше детей, Н.П. Петров арендовал избу Колесниковых, ныне на этом месте расположен дом П.Н. Петрова (по воспоминаниям В.Г. Дементьева).
В 1910г., благодаря ходатайствам Н.П. Петрова, земство определило средства для постройки нового здания училища. Оно было поставлено к 1912 г. южнее деревни, за рекой Юрка, о чем свидетельствуют газеты и тетрадные листки, найденные в 1991 г. при разборке потолка. Здание типовое, с двумя просторными классными комнатами и коридором. В том же здании имелась отдельная комната для учителя. Между двумя классами перегородку составляли две большие двери. При проведении собраний, елок двери открывались и образовывалась одна большая комната. В строительстве этого здания из сосны активное участие принял также представитель земства Марк Тимофеевич. В училище обучались в основном мальчики, девочек было очень мало. В 1884 г. первой выпускницей стала Екатерина Самарина. С 1912г. число учащихся мальчиков и девочек возрастает. Для этого супруги Петровы приложили немало усилий. Занимались уже не целый день, а лишь по 5-6 часов.
Никандр Петрович и Евдокия Егоровна проводили в жизнь идеи И.Я. Яковлева: воспитывали уважение к простому человеку, любовь к труду, к естественным наукам, аккуратности во всем, вежливости и опрятности. Бывший его ученик Д.К. Антонов (1910г. р.) о нем вспоминал: «Он был моим крестным отцом. Помню, как с моим отцом и другими односельчанами в лаптях, в холщовой рубашке он выходил косить траву. И всегда был чисто одет». Памятный след он оставил и в судьбе учителя В.Т. Николаева: «Времена были трудные. Я жил в другой деревне. Видя мое усердие, Никандр Петрович устроил меня жить при школе и помогал в учебе». Пенсионерка-учительница А.П. Антонова, жившая у учителей Петровых на квартире в 1949-1951 гг., отмечала, как Никандр Петрович был вежлив и тактичен. Для нее он с Евдокией Егоровной были идеалом, образцом, учителями жизни.
Когда школьная программа расширилась, они много усилий прилагали для обучения детей математике и заложили в школе хорошие традиции. Впоследствии многие выпускники школы окончили математические факультеты, технические вузы. Так, учителем математики стал В.Н. Антонов (1919г. р.) и, будучи пенсионером, в воспоминаниях указывает на влияние семьи Петровых на выбор профессии. Петровы чтили традиции Яковлевской школы: их выпускники, как и сами Петровы, владели правильной каллиграфией, точным, сжатым изложением мысли. Петровы жили и творили в бурное время. Они пережили три революции: 1905-1907 гг., Февраль и Октябрь 1917г., первую и вторую мировые войны. В последние годы их работы и чуть позже применялся метод, при котором учитель давал задания лишь старшим группам, состоявшим из 7-8 человек. Задания выполнялись учениками сообща. Учитель проверял знания не каждого учащегося, а группы в целом. Достаточно было одному проявить знания, правильно выполнить задание, вся группа считалась успевающей. Постановлением правительства от 5 августа 1932 г, (то есть после ухода Петровых на пенсию) эти методы были осуждены и предложен урок как основа учебно-воспитательного процесса. За годы своей работы они выпустили из школы 184 ученика. Среди них старшие офицеры П.В. Алексеев, М.П. Данилов, М.В. Данилов, И.В. Данилов, ответственные руководители Е.Н. Петров, Н.Н. Петров, В.Т. Алексеев, Г.Я. Алексеев, Г.Я. Петров, В.Т. Николаев.
В отдельные годы Гражданской войны, когда школа не работала, Никандра Петровича выбирали председателем комбеда. Он, как просвещенный человек, хорошо понимал жизнь крестьян и не мог уклониться от целей, провозглашенных революцией.
Н.П. Петров также принял активное участие в ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Еще в 1919 г. был принят декрет советской власти о ликвидации неграмотности. В 1923 г. было учреждено добровольное общество «Долой неграмотность!» во главе с председателем ВЦИК М.И. Калининым. В 1928 г. по инициативе комсомола начался всесоюзный поход «Грамотный, обучи неграмотного». Никандру Петровичу в ликвидации неграмотности активно помогали Петровы Сергей Яковлевич, Мирон Яковлевич, Михайлов Иван Егорович. К середине 30-х годов более 50% жителей Новоселки научились читать и писать.
Никандр Петрович содействовал созданию при школе пионерской организации. Ее работу затем оживил Петров Мирон Яковлевич. Всесторонне развитый (баянист, фотограф, спортсмен) он стал первым старшим пионервожатым. При нем пионеры выступали с концертами перед населением не только своей, но и близлежащих деревень, оказывали помощь колхозу.
После революции Новосельское инородческое училище стало называться Новосельской школой, а в 1930 г. -Новосельской начальной школой.
В 1932 г. супруги Петровы уехали в г. Стерлитамак, но не прерывали связи с Новосельской школой. Благодаря им, их наследию в Новоселке и Кирюшкино не прерывалось преподавание родного языка. Они учили уважительно относиться и к культуре других народов.
С 1932 г. заведующим школы работал Агеев, позже - Петров Мирон Яковлевич. С ними работали Петров Сергей Яковлевич, Мария Платоновна.
В 1935 г. в деревне на базе начальной открылась семиклассная неполная средняя школа, так тогда называли семилетнюю школу. Все население Новоселки от мала до велика радовалось этому событию. Желающих учиться в пятом классе было много. Поступали и дети из других деревень (Кирюшкино, Веселовка, Ясная Поляна), и дети, окончившие четыре класса на два-три года раньше. В пятом классе собралось более 50 учащихся. Вели уроки Г.П. Семенов (директор), С.Я. Петров, М.Я. Петров. Учились не в основном здании, а в доме на улице Чкалова (ныне там стоит дом Дементьева Николая). Не хватало учебников, наглядных пособий, географических карт.
В январе 1936 г. прибыли новые учителя: Дашков Семен Константинович (математик, директор), его жена Зинаида Александровна (языковед), Булатов Иван Петрович (географ). В первые же годы перехода к семилетнему образованию в школе активно работали ученические организации: учком (председатель Н.В. Иванов), пионерская организация (старший пионервожатый, учитель М.Я. Петров). Работали кружки математики, литературы, рукоделия, драмкружок и другие.
Школа помогала колхозу. Учащиеся собирали колосья - за время уборки урожая в 1936 г. каждый ученик собрал и сдал колхозу по 10—15 кг хлеба, участвовал в копке картофеля, сборе корзинок подсолнечника. Шло время. 17 июня 1938 г. состоялся первый выпуск учащихся с семилетним образованием. Получив свидетельство об окончании неполной средней школы, они получили путевку в жизнь. Часть из них, защищая свою Родину, погибли в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., другая - осталась в живых. Так, Г.М. Федоров, инвалид Великой Отечественной войны, всю свою жизнь затем посвятил школе. Остальные достойно работали на производстве.
После первого выпуска работа детских организаций, особенно пионерской, улучшилась. До сих пор новосельцы вспоминают, как летом 1940 г. под руководством старшего пионервожатого М.Я. Петрова пионеры со знаменами, песнями прошли по улицам. В поле всей дружиной сфотографировались. На сборы являлись аккуратно, в срок. Был и такой порядок, называемый «звездочкой». Вожатый сообщал о предстоящем сборе или мероприятии лишь одному пионеру, а тот -следующему. Вскоре все пионеры собирались в школе и проводили мероприятия. Пионеры с охотой ухаживали за колхозными телятами, ягнятами, лошадьми.
Важным делом в школе считалась художественная самодеятельность учащихся. Под руководством директора С.К. Дашкова и классной руководительницы З.А. Дашковой класс, в котором учились Д. И. Антонов, Я.Н. Петров, А. Бабаев, Л.П. Петров, Н.М, Данилова, Д.Г Данилова, А. Данилов и другие, выступал успешно перед жителями своей и окрестных деревень. Только за зиму 1940-1941 гг. в деревнях Кирюшкино были даны - 2, Веселовке - 1, Денискино - 1, Теняево - 1, в селе Федоровка - 2 концерта. На районном смотре художественной самодеятельности класс занял в 1940 и 1941 гг. первые места. В июне 1941 г. класс был приглашен на олимпиаду в Уфу, но помешала война. Неплохо выступали с номерами художественной самодеятельности учащиеся класса, которым руководила Д.П. Самкова.
С каждым годом улучшалось преподавание предметов, интереснее становилась работа детских организаций. Сокращалось число неуспевающих учеников, повысились успеваемость, качество знаний учащимся. Директор школы С.К. Дашков был сам аккуратным и того же требовал от других. Жители Новоселка, Кирюшкино, Веселовка с уважением и теплотой отзываются о нем и об учителях той поры: М Я. Петрове, С.Я. Петрове, З.А. Дашковой, И.П. Булатове, А.Ф. Самковой, Н.Т. Антонове, Н.Н. Антонове, Д.П. Матвееве, В.Г. Артемьеве.
Еще до начала Великой Отечественной войны были призваны в Армию М.Я. Петров, Н.В. Иванов, с началом войны - В.Г. Артемьев, И.Г. Антонов, Д.П. Матвеев. «В начале 1942 года Аню вызвали в военкомат и предложили поехать учиться на курсы наблюдателей-телефонисток, в обязанности которых входило наблюдение за небом» (так писала в 1985 г газета «Путь Родины» Аургазинского района об Ане Самковой, работавшей учительницей Новосельской школы).
С призывом в армию и мобилизацией мужчин на фронт заметно ухудшилось качество преподавания. Как и повсюду, основную рабочую силу составили женщины, старики, инвалиды, во время летних, зимних и весенних каникул - школьники. Даже в учебное время часто проводились воскресники, субботники. На качестве знаний отрицательно сказывалась и нехватка учебников, тетрадей, других учебных принадлежностей. Большинство родителей и детей жили впроголодь, в холоде. Питались картошкой, лебедой и другими травами. Одевались в домотканную холщовую одежду, обувались в лапти. Шуба и валенки были у немногих. Для отопления жилого помещения и школы не хватало дров. «Дети часто вынуждены были пропускать уроки. Многие болели. От звука кашля плохо было слышно учителя и ответы учащихся на уроках», - вспоминает учительница Р.С. Алексеева. Война во всем давала о себе знать. Учительский коллектив и учащиеся часто повторяли: «Каждая хорошая оценка - удар по врагу».
В трудные годы Великой Отечественной войны в школе работали учителями: Дашкова Зинаида Александровна, Булатов Иван Петрович,. Максимова Надежда Федоровна, Самкова Анна Федоровна,Федоров Григорий Михайлович, Кириллова Олимпиада Петровна, Алексеева Раиса Максимовна, Дементьева Лира Терентьевна, Данилова Раиса Михайловна; военруками - Федоров Г.Н., Дементьев Терентий/ Васильевич (недолго), Сальников Игнатий Иванович; директорами: Дашков Семен Константинович (до начала 1942 г.), Самкова Анна Федоровна (до середины 1942 г,), Булатов Иван Петрович (1942- 1943 гг.), Дашкова Зинаида Александровна (1944-1946 гг.).
Большие трудности в работе школы были и в первые послевоенные годы. Не хватало учебных пособий, тяжелы были домашние условия учащихся. На борьбу с трудностями пришли новые люди. В 1946 г. директором был назначен Петров Григорий Яковлевич, работавший до войны инспектором роно. С фронта вернулись В.Т. Николаев, В.Н. Антонов, С.Я. Петров, И.Т. Антонов, Л.П. Петров. Хорошо работали Антонова Анна Петровна, Дашкова Клавдия Константиновна, Дашкова Надежда Константиновна. Дисциплина в школе намного улучшилась, повысилось качество знаний учащихся.
Была налажена работа ученических организаций. В 1946 г. в школе насчитывалось лишь 4, а в 1947 г. - 20 комсомольцев. С этого года комсомольская организация школы стала самостоятельной. Секретарями ее были А. Яковлев, В. Сальников, Кутонова, Федорова. Секретарем учительской комсомольской организации с 1946 по 1951 год - Л.П. Петров. За этот период было принято в комсомол 190 учащихся.
Комсомольская и пионерская организации школы считались лучшими в районе. Пионерская организация носила имя А.П. Маресьева. В 1950 г. учащемуся шестого класса Марксу Максимову, на районных лыжных соревнованиях занявшему первое место, подарили книгу Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке». «Я подарил ее школе», - вспоминает он. Учащиеся взахлеб читали и перечитывали ее, начали переписку с редакцией газеты «Пионерская правда», потом - с А.П. Маресьевым. 31 июля 1956 г. пионеры получили письмо от А.П. Маресьева. Они решили присвоить дружине его имя и об этом сообщили в письме отважному летчику. 27 марта 1961 г. школа получила ответ. А.П. Маресьев писал: «Дорогие ребята! Ваше письмо получил и читал его с большим интересом. Благодарю за честь, которую вы мне оказали, назвав свою дружину моим именем». Он также прислал свое фото.
В 1961 г. школа стала восьмилетней, в 1966 г. - средней. Количество учащихся превысило 300. С четвертого класса здесь постоянно обучались дети из Кирюшкино, Веселовки, а с девятого - из Михайловки Кызылшарского совхоза, в одно время - и из Денискино.
Было отмечено выше, пионерская дружина носила имя Д.П. Маресьева. С большой радостью пионеры и школьники восприняли весть о подвигах третьего летчика-космонавта СССР - чуваша Д.Г. Николаева. Завязалась переписка с ним. В дружине приняли решение присвоить лучшему отряду имя космонавта и сообщили ему об этом. В ответ А.Г. Николаев прислал школе два фото: на одном он после первого полета в космос, на другом - после совершения многодневного полета и присвоения ему второго звания Героя Советского Союза.