Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Включить версию для слабовидящих

МБОУ СОШ с.НовоселкаПятница, 19.04.2024, 10:56

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | история школы | Регистрация | Вход
Меню сайта

Официальные сайты

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ОТКРЫТИЕ ШКОЛЫ В СЕЛЕ НОВОСЕЛКА*

* История открытия Новосельской школы составлена председателем Общества чу­вашской культуры РБ и чувашских краеведов профессором А. А. Кондратьевым на осно­ве изысканий в Государственном историческом архиве Республики Башкортостан.

21 августа 1874 г. государственные крестьяне деревень Кирюшкина (95 домохозяев) и Новоселка (52 домохозяина) Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне Федоровского района Респуб­лики Башкортостан, на своих сходах приняли приговор с просьбой к мировому посреднику «исходотайствовать разрешение на открытие школы для совместного обучения» детей обеих деревень, войти с хо­датайством о найме в качестве учителя одного из «мальчиков из чу­вашской деревни Большой Уралки Оренбургского уезда», который может свободно обучать на чувашском языке читать и писать, с пла­тою по 50 рублей серебром в год.

Крестьяне обязались обеспечить учителя мирской квартирой и собрать 10 рублей на другие расходы, сбор их произвести с обеих деревень по числу ревизских душ. Принадлежности для училища уче­ники обязываются завести за свой счет.

Попечителем школы для заведования хозяйственной частью и наблюдения за преподаванием крестьяне избрали жителя деревни Новоселка Афанасия Самарина, помощником - жителя деревни Кирюшкина Василия Савельева. Наем квартиры для училища они пре­доставили «попечителю сделать в той из двух деревень, в которой он признает удобным и полезным».

На сходе было решено просить состоятельных крестьян пожерт­вовать средства на постройку дома для училища, а также местную власть оказать помощь пособием для устройства школы и увеличе­ния оклада учителя за счет восьмикопеечного сбора с государствен­ных крестьян.

В конце обоих приговоров приведены имена и фамилии крестьян, присутствовавших на сходе. За всех и за себя расписался грамотный крестьянин деревни Кирюшкина Сергей Петров, под печатью - под­писи старосты Кирюшкина Павла Спиридонова и Новоселки - Григо­рия Петрова и старшины Федоровской волости Михаила Васильева.

На следующий же день мировой посредник 1-го участка Стерлитамакского уезда Дмитрий Эннатский на основании приговоров на­правил письмо-ходатайство «Его Превосходительству Господину Начальнику Уфимской губернии» об открытии школы и выделении денег на ее содержание.

Директор училища губернии положительно отнесся к просьбам крестьян об открытии «училища для мальчиков на чувашском и рус­ском языках». На его обращение директор Казанской учительской семинарии Н.И. Ильминский ответил, что средства Братства святого Гурия чрезмерно ограничены и «едва достают для поддержания ино­родческих школ, существующих в Казанской губернии», и считал не­обходимым в указанных деревнях, удаленных от приходской церкви, иметь школу «с христианским нравственно-религиозным направле­нием», а также невозможным за 50 рублей найти в Казани учителя для такой дальней местности. Он предложил открыть чувашскую школу, пригласив одного из выпускников Уралкинской школы (ны­нешнее село Старая Уралка близ г. Кумертау). Тогда в той школе учи­тельствовал крещенный татарин Василий Прокофьевич Васильев, хорошо знавший чувашский язык.

Д. Эннатский в письме от 4 ноября 1874 г. на имя директора учи­лища Уфимской губернии писал о том, что по сообщению инспектора народных училищ Оренбургской губернии известно о желании госу­дарственного крестьянина деревни Большая Уралка Фрола Михайло­вича Иванова работать учителем. Он был достаточно подготовлен для того, чтобы с успехом заниматься с детьми по предметам начальной народной школы. Д. Эннатский просил допустить его к работе учите­лем и сообщал, что книги на чувашском языке будут позаимствованы из соседней Прасковинской церковно-приходской школы.

11 ноября директор училища дал на это согласие. Архивные до­кументы свидетельствуют: 19 ноября 1874 г. в деревне Новоселка (Новая Уралка) была открыта школа и первым учителем в ней был Фрол Михайлович Иванов, получивший начальное образование в Большой Уралкинской школе с трехгодичным курсом.

Вначале в училище пришло учиться много мальчиков разного возраста, девочек учиться не пускали родители: таков был обычай. Училище было четырехклассным. С детьми всех четырех классов работал один учитель. Учились с утра до самого вечера с перерывом на обед. Занятия начинались в сентябре и заканчивались в марте ме­сяце (по старому стилю). Бумаги было мало, поэтому писали на гри­фельной доске. Знания давались по счету, письму на русском и род­ном языках и по евангелию (закону божьему). Обучали с первого же класса даже и арифметике на русском языке. На родном языке учили лишь читать и писать, поэтому учащимся, не владеющим русским, приходилось все задания учить наизусть, не понимая смысла. При­менялись телесные наказания. Индивидуального подхода к отстаю­щим в учебе не было. «Закону божьему» обучал поп из ближнего монастыря деревни Новомихайловка. Учили все молитвы наизусть. Поп был жесток в обращении с детьми (По воспоминаниям Василия Григорьевича Дементьева 1881 г. р. Записал заслуженный учитель БАССР Л.П. Петров в 1962 г.).

Учителя Фрола Михайловича Иванова сменил 28 января 1887 г. Григорий Михайлович Тюнюков (Михайлов). Он родился 16 ноября 1866 г. в деревне Старые Чукалы Буинского уезда. Обучался в Сим­бирской чувашской учительской школе с 1881 по 1885 год. По данным 1890 г., Новосельское училище размещалось в собственном доме, построенном в год открытия училища на казенные средства с неболь­шой помощью сельского общества. Дом деревянный, крытый тесом. Он состоял из просторной классной комнаты и помещения для учи­теля. На содержание училища отпускалось 380 рублей из государ­ственного казначейства и 50 рублей от местного сельского общества. Законоучителем состоял священник села Прасковино. В том году уча­щихся было 25 человек.

В 1892 г. Г. М. Тюнюкова сменил учитель Алексеев Михаил Алек­сеевич. Он родился 11 ноября 1867 г. в селе Аттиково Чебоксарского уезда. В Симбирской центральной чувашской школе обучался с 1883 по 1887 год. Он был первым учителем училища, открытого в 1888 г. в деревне Кистенли-Ивановка Белебеевского уезда Уфимской губернии.

И.Я. Яковлев направлял в далекую Уфимскую губернию своих достаточно хорошо подготовленных учеников. Они после окончания учительской школы, как правило, в течение одного-двух лет прохо­дили стажировку у опытных учителей. Некоторые работали самосто­ятельно, получали методическую, материальную и моральную под­держку со стороны своих наставников. Так, Михаил Алексеев после окончания учительской школы лишь через год был направлен в Кистенли-Ивановку. Через 4 года работы там он был переведен учителем в деревню Новоселка (Новая Уралка) Стерлитамакского уезда. Ин­спектор народных училищ С.А. Дворжецкий в своих отчетах неоднок­ратно отмечал хорошую работу М. А. Алексеева. Он по возможности поощрял его денежными пособиями. Так, в 1896 г. среди учителей, отличающихся «наибольшим развитием и преуспением» в школьном садоводстве, огородничестве и пчеловодстве, назван Михаил Алек­сеев. Ему было выделено 10 рублей. Училище имело «свой дом, еще довольно новый, но тесный. Желательно было бы, - писал инспек­тор, - расширить помещение класса, на что потребуется до 500-600 рублей... Учитель Новосельского училища Алексеев ведет дело обучения более 10 лет. Он ведет его умело и с любовью, а потому успешность учеников его весьма хорошая. Желательно было бы вы­разить Алексееву признательность учебного начальства». В учили­ще в тот год было 38 мальчиков, из них 8 закончили курс обучения. В 1900 г. М.А. Алексеев был награжден серебряной медалью «За усер­дие» на Александровской ленте для ношения на груди.

Хотя за свои труды М. А. Алексеев получал 250 рублей в год, ему этого не хватало для содержания семьи. «Больным местом в жизни школ Стерлитамакского уезда за 1901 г., - писал С.А. Дворжецкий в отчете о работе школ, - было бегство лучших учителей в духовное звание. Все заслуженные и полезные преподаватели чувашских школ, а многие и из русских ... взяты в священники и дьяконы». Государ­ство поощряло служение церкви. М. А. Алексеев оставил работу учителя, 4 ноября 1901 г. он был рукоположен в сан священника и опре­делен на штатное дъяконовское место в церкви села Прасковино Стерлитамакского уезда. 12 августа 1906 г. М.А. Алексеев «для пользы службы» перемещается на праздное священническое место штата церкви села Федоровка Стерлитамакского уезда. Он умер 25 мая 1914г. «от разрыва сердца» и погребен в церковной ограде села (Кондратьев А.А. Свет из Симбирска. Уфа, 1998).

М.А. Алексеева в 1901 г. сменил Алексей Григорьевич. Эти три учителя за 1887-1905 гг. выпустили из училища 90 человек.

Окончивших училище не принимали в другие школы. Из 116 вы­пускников сумели продолжить образование лишь двое: Дементьев Павел Николаевич и Козлов Максим Герасимович. Впоследствии они работали в деревнях Новотроицкое и Теняево.

Выпускникам выдавались свидетельства (похвальные листы) и книга «Новый завет Иисуса Христа». На выпускных экзаменах до 1882 г. присутствовали, кроме учителя, председатель училищного совета Д. Дурасов, инспектор народных училищ М. Попов и члены совета: Вакуленко, Ковецкий, Пономарев; с 1883 г. - Д. Дурасов и М. Попов (Кондратьев А.А. Свет из Симбирска. С. 35-38, 231-232).

В 1905 г. в училище приехали выпускники Симбирской чувашс­кой учительской школы Петров Никандр Петрович и его жена Евдо­кия Егоровна. Они проработали здесь бессменно 25 лет. Как было отмечено выше, здание училища было тесное и нуждалось в расши­рении. Обучение учащихся всех трех или четырех отделений (классов) велось в одном помещении и, как правило, одним учителем. Лишь при большом числе учащихся учитель имел помощника. Школа на­ходилась на месте, где ныне стоит дом Н.И. Петрова. Желая принять в училище больше детей, Н.П. Петров арендовал избу Колеснико­вых, ныне на этом месте расположен дом П.Н. Петрова (по воспоми­наниям В.Г. Дементьева).

В 1910г., благодаря ходатайствам Н.П. Петрова, земство определило средства для постройки нового здания училища. Оно было поставлено к 1912 г. южнее деревни, за рекой Юрка, о чем свидетельствуют  газеты и тетрадные листки, найденные в 1991 г. при разборке потолка. Здание типовое, с двумя просторными классными комната­ми и коридором. В том же здании имелась отдельная комната для учителя. Между двумя классами перегородку составляли две боль­шие двери. При проведении собраний, елок двери открывались и об­разовывалась одна большая комната. В строительстве этого здания из сосны активное участие принял также представитель земства Марк Тимофеевич. В училище обучались в основном мальчики, девочек было очень мало. В 1884 г. первой выпускницей стала Екатерина Самарина. С 1912г. число учащихся мальчиков и девочек возрастает. Для этого супруги Петровы приложили немало усилий. Занимались уже не целый день, а лишь по 5-6 часов.

Никандр Петрович и Евдокия Егоровна проводили в жизнь идеи И.Я. Яковлева: воспитывали уважение к простому человеку, любовь к труду, к естественным наукам, аккуратности во всем, вежливости и опрятности. Бывший его ученик Д.К. Антонов (1910г. р.) о нем вспо­минал: «Он был моим крестным отцом. Помню, как с моим отцом и другими односельчанами в лаптях, в холщовой рубашке он выходил косить траву. И всегда был чисто одет». Памятный след он оставил и в судьбе учителя В.Т. Николаева: «Времена были трудные. Я жил в дру­гой деревне. Видя мое усердие, Никандр Петрович устроил меня жить при школе и помогал в учебе». Пенсионерка-учительница А.П. Анто­нова, жившая у учителей Петровых на квартире в 1949-1951 гг., отме­чала, как Никандр Петрович был вежлив и тактичен. Для нее он с Ев­докией Егоровной были идеалом, образцом, учителями жизни.

Когда школьная программа расширилась, они много усилий при­лагали для обучения детей математике и заложили в школе хорошие традиции. Впоследствии многие выпускники школы окончили мате­матические факультеты, технические вузы. Так, учителем математи­ки стал В.Н. Антонов (1919г. р.) и, будучи пенсионером, в воспоми­наниях указывает на влияние семьи Петровых на выбор профессии. Петровы чтили традиции Яковлевской школы: их выпускники, как и сами Петровы, владели правильной каллиграфией, точным, сжатым изложением мысли. Петровы жили и творили в бурное время. Они пережили три революции: 1905-1907 гг., Февраль и Октябрь 1917г., первую и вторую мировые войны. В последние годы их работы и чуть позже применялся метод, при котором учитель давал задания лишь старшим группам, состоявшим из 7-8 человек. Задания выполнялись учениками сообща. Учитель проверял знания не каждого учащегося, а группы в целом. Достаточно было одному проявить знания, пра­вильно выполнить задание, вся группа считалась успевающей. По­становлением правительства от 5 августа 1932 г, (то есть после ухода Петровых на пенсию) эти методы были осуждены и предложен урок как основа учебно-воспитательного процесса. За годы своей работы они выпустили из школы 184 ученика. Среди них старшие офицеры П.В. Алексеев, М.П. Данилов, М.В. Данилов, И.В. Данилов, ответ­ственные руководители Е.Н. Петров, Н.Н. Петров, В.Т. Алексеев, Г.Я. Алексеев, Г.Я. Петров, В.Т. Николаев.

В отдельные годы Гражданской войны, когда школа не работала, Никандра Петровича выбирали председателем комбеда. Он, как про­свещенный человек, хорошо понимал жизнь крестьян и не мог укло­ниться от целей, провозглашенных революцией.

Н.П. Петров также принял активное участие в ликвидации не­грамотности среди взрослого населения. Еще в 1919 г. был принят декрет советской власти о ликвидации неграмотности. В 1923 г. было учреждено добровольное общество «Долой неграмотность!» во главе с председателем ВЦИК М.И. Калининым. В 1928 г. по инициативе комсомола начался всесоюзный поход «Грамотный, обучи неграмот­ного». Никандру Петровичу в ликвидации неграмотности активно помогали Петровы Сергей Яковлевич, Мирон Яковлевич, Михайлов Иван Егорович. К середине 30-х годов более 50% жителей Новосел­ки научились читать и писать.

Никандр Петрович содействовал созданию при школе пионерс­кой организации. Ее работу затем оживил Петров Мирон Яковлевич. Всесторонне развитый (баянист, фотограф, спортсмен) он стал пер­вым старшим пионервожатым. При нем пионеры выступали с концертами перед населением не только своей, но и близлежащих деревень, оказывали помощь колхозу.

После революции Новосельское инородческое училище стало называться Новосельской школой, а в 1930 г. -Новосельской началь­ной школой.

В 1932 г. супруги Петровы уехали в г. Стерлитамак, но не преры­вали связи с Новосельской школой. Благодаря им, их наследию в Новоселке и Кирюшкино не прерывалось преподавание родного язы­ка. Они учили уважительно относиться и к культуре других народов.

С 1932 г. заведующим школы работал Агеев, позже - Петров Мирон Яковлевич. С ними работали Петров Сергей Яковлевич, Ма­рия Платоновна.

В 1935 г. в деревне на базе начальной открылась семиклассная неполная средняя школа, так тогда называли семилетнюю школу. Все население Новоселки от мала до велика радовалось этому событию. Желающих учиться в пятом классе было много. Поступали и дети из других деревень (Кирюшкино, Веселовка, Ясная Поляна), и дети, окончившие четыре класса на два-три года раньше. В пятом классе собралось более 50 учащихся. Вели уроки Г.П. Семенов (директор), С.Я. Петров, М.Я. Петров. Учились не в основном здании, а в доме на улице Чкалова (ныне там стоит дом Дементьева Николая). Не хва­тало учебников, наглядных пособий, географических карт.

В январе 1936 г. прибыли новые учителя: Дашков Семен Констан­тинович (математик, директор), его жена Зинаида Александровна (языковед), Булатов Иван Петрович (географ). В первые же годы пе­рехода к семилетнему образованию в школе активно работали уче­нические организации: учком (председатель Н.В. Иванов), пионерс­кая организация (старший пионервожатый, учитель М.Я. Петров). Работали кружки математики, литературы, рукоделия, драмкружок и другие.

Школа помогала колхозу. Учащиеся собирали колосья - за вре­мя уборки урожая в 1936 г. каждый ученик собрал и сдал колхозу по 10—15 кг хлеба, участвовал в копке картофеля, сборе корзинок под­солнечника. Шло время. 17 июня 1938 г. состоялся первый выпуск учащихся с семилетним образованием. Получив свидетельство об окончании не­полной средней школы, они получили путевку в жизнь. Часть из них, защищая свою Родину, погибли в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., другая - осталась в живых. Так, Г.М. Федоров, инвалид Ве­ликой Отечественной войны, всю свою жизнь затем посвятил школе. Остальные достойно работали на производстве.

После первого выпуска работа детских организаций, особенно пионерской, улучшилась. До сих пор новосельцы вспоминают, как летом 1940 г. под руководством старшего пионервожатого М.Я. Пет­рова пионеры со знаменами, песнями прошли по улицам. В поле всей дружиной сфотографировались. На сборы являлись аккуратно, в срок. Был и такой порядок, называемый «звездочкой». Вожатый сообщал о предстоящем сборе или мероприятии лишь одному пионеру, а тот -следующему. Вскоре все пионеры собирались в школе и проводили мероприятия. Пионеры с охотой ухаживали за колхозными телятами, ягнятами, лошадьми.

Важным делом в школе считалась художественная самодеятель­ность учащихся. Под руководством директора С.К. Дашкова и класс­ной руководительницы З.А. Дашковой класс, в котором учились Д. И. Антонов, Я.Н. Петров, А. Бабаев, Л.П. Петров, Н.М, Данилова, Д.Г Данилова, А. Данилов и другие, выступал успешно перед жителями своей и окрестных деревень. Только за зиму 1940-1941 гг. в деревнях Кирюшкино были даны - 2, Веселовке - 1, Денискино - 1, Теняево - 1, в селе Федоровка - 2 концерта. На районном смотре художественной самодеятельности класс занял в 1940 и 1941 гг. пер­вые места. В июне 1941 г. класс был приглашен на олимпиаду в Уфу, но помешала война. Неплохо выступали с номерами художе­ственной самодеятельности учащиеся класса, которым руководила Д.П. Самкова.

С каждым годом улучшалось преподавание предметов, интерес­нее становилась работа детских организаций. Сокращалось число неуспевающих учеников, повысились успеваемость, качество знаний учащимся. Директор школы С.К. Дашков был сам аккуратным и того же требовал от других. Жители Новоселка, Кирюшкино, Веселовка с уважением и теплотой отзываются о нем и об учителях той поры: М Я. Петрове, С.Я. Петрове, З.А. Дашковой, И.П. Булатове, А.Ф. Самковой, Н.Т. Антонове, Н.Н. Антонове, Д.П. Матвееве, В.Г. Артемьеве.

Еще до начала Великой Отечественной войны были призваны в Армию М.Я. Петров, Н.В. Иванов, с началом войны - В.Г. Артемьев, И.Г. Антонов, Д.П. Матвеев. «В начале 1942 года Аню вызвали в военкомат и предложили поехать учиться на курсы наблюдателей-телефонисток, в обязанности которых входило наблюдение за небом» (так писала в 1985 г газета «Путь Родины» Аургазинского района об Ане Самковой, работавшей учительницей Новосельской школы).

С призывом в армию и мобилизацией мужчин на фронт замет­но ухудшилось качество преподавания. Как и повсюду, основную рабочую силу составили женщины, старики, инвалиды, во время летних, зимних и весенних каникул - школьники. Даже в учебное время часто проводились воскресники, субботники. На качестве знаний отрицательно сказывалась и нехватка учебников, тетрадей, других учебных принадлежностей. Большинство родителей и де­тей жили впроголодь, в холоде. Питались картошкой, лебедой и другими травами. Одевались в домотканную холщовую одежду, обувались в лапти. Шуба и валенки были у немногих. Для отопле­ния жилого помещения и школы не хватало дров. «Дети часто вы­нуждены были пропускать уроки. Многие болели. От звука кашля плохо было слышно учителя и ответы учащихся на уроках», - вспо­минает учительница Р.С. Алексеева. Война во всем давала о себе знать. Учительский коллектив и учащиеся часто повторяли: «Каж­дая хорошая оценка - удар по врагу».

 В трудные годы Великой Отечественной войны в школе работали  учителями: Дашкова Зинаида Александровна, Булатов Иван Петрович,. Максимова Надежда Федоровна, Самкова Анна Федоровна,Федоров Григорий Михайлович, Кириллова Олимпиада Петровна, Алексеева  Раиса Максимовна, Дементьева Лира Терентьевна, Данилова Раиса Михайловна; военруками - Федоров Г.Н., Дементьев Терентий/ Васильевич (недолго), Сальников Игнатий Иванович; директорами:   Дашков Семен Константинович (до начала 1942 г.), Самкова  Анна Федоровна (до середины 1942 г,), Булатов Иван Петрович (1942- 1943 гг.), Дашкова Зинаида Александровна (1944-1946 гг.).

Большие трудности в работе школы были и в первые послевоен­ные годы. Не хватало учебных пособий, тяжелы были домашние условия учащихся. На борьбу с трудностями пришли новые люди. В 1946 г. директором был назначен Петров Григорий Яковлевич, работавший до войны инспектором роно. С фронта вернулись В.Т. Николаев, В.Н. Антонов, С.Я. Петров, И.Т. Антонов, Л.П. Петров. Хорошо работали Антонова Анна Петровна, Дашкова Клавдия Константиновна, Дашкова Надежда Константиновна. Дисциплина в школе намного улучшилась, повысилось качество знаний учащихся.

Была налажена работа ученических организаций. В 1946 г. в школе насчитывалось лишь 4, а в 1947 г. - 20 комсомольцев. С этого года комсомольская организация школы стала самостоятельной. Секретарями ее были А. Яковлев, В. Сальников, Кутонова, Федорова. Секретарем учительской комсомольской организации с 1946 по 1951 год - Л.П. Петров. За этот период было принято в комсомол 190 учащихся.

Комсомольская и пионерская организации школы считались лучшими в районе. Пионерская организация носила имя А.П. Маресьева.  В 1950 г. учащемуся шестого класса Марксу Максимову, на рай­онных лыжных соревнованиях занявшему первое место, подарили книгу Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке». «Я подарил ее школе», - вспоминает он. Учащиеся взахлеб читали и перечитывали ее, начали переписку с редакцией газеты «Пионерская правда», потом - с А.П. Маресьевым. 31 июля 1956 г. пионеры получили письмо от А.П. Маресьева. Они решили присвоить дружине его имя и об  этом сообщили в письме отважному летчику. 27 марта 1961 г. школа  получила ответ. А.П. Маресьев писал: «Дорогие ребята! Ваше пись­мо получил и читал его с большим интересом. Благодарю за честь, которую вы мне оказали, назвав свою дружину моим именем». Он также прислал свое фото.

Как хороший организатор, Г.Я. Петров был переведен в 1951 г. директором в Теняевскую семилетнюю школу. С этого по 1965 год директором Новосельской семилетней школы работал Николаев Ви­талий Тимофеевич. При нем было построено деревянное четырех­классное здание школы. Активное участие в строительстве принима­ли также завхоз Юдин Василий Николаевич, учитель Л.П. Петров. Но желающих учиться было так много, что классы все равно оказа­лись переполненными. В каждом обучалось 30 и более учащихся. В 1965 г. В.Т. Николаев был переведен директором в Алешкинскую вось­милетнюю школу, для которой под его руководством было построено новое кирпичное здание. Затем, будучи директором Дедовской сред­ней школы, ему опять пришлось заниматься завершением строитель­ства нового типового здания школы. В 1973 г. вернулся в родную школу в Новоселку, вел уроки русского языка и литературы и после ухода на пенсию.
В 1965-1985 гг. директором школы работал Антонов Ипатий Те­рентьевич. При нем в 1969-1970 гг. на средства колхоза было построе­но кирпичное здание столовой. Ее строили и силами учителей и работников школы: А.М. Иванова, П.И. Тарасова, В.П. Самарина, А.И. Де­ментьева, М.А. Федорова, Н.А. Алексеева, П.Л. Краснова.

В 1961 г. школа стала восьмилетней, в 1966 г. - средней. Количе­ство учащихся превысило 300. С четвертого класса здесь постоянно обучались дети из Кирюшкино, Веселовки, а с девятого - из Михайловки Кызылшарского совхоза, в одно время - и из Денискино.

 Было отмечено выше, пионерская дружина носила имя Д.П. Маресьева. С большой радостью пионеры и школьники воспри­няли весть о подвигах третьего летчика-космонавта СССР - чуваша Д.Г. Николаева. Завязалась переписка с ним. В дружине приняли ре­шение присвоить лучшему отряду имя космонавта и сообщили ему об этом. В ответ А.Г. Николаев прислал школе два фото: на одном он после первого полета в космос, на другом - после совершения мно­годневного полета и присвоения ему второго звания Героя Советско­го Союза.

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Образование
  • Сайт Министерства Образования и науки РФ
  • Сайт Министерства Образования Республики Башкортостан
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Институт развития образования Республики Башкортостан
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Администрация Федоровского района
  • Федоровский РОО
  • Обрнадзор РБ
  • Рособрнадзор


  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz